Фирменные наименования

Возможность предоставления правовой охраны фирменным наименованиям от недобросовестного использования их в качестве доменных имен в Интернете рассматривалась в ходе «Второго процесса ВОИС о наименованиях доменов».  Многие его участники высказались за обеспечение такой охраны.  Однако о том, какие именно меры следует предпринять для этого, в Заключительном докладе ВОИС не говорится.

Российская судебная практика насыщена спорами о несанкционированном использовании в доменных именах фирменных наименований.  Так, в разбирательстве о доменном имени kodak.ru одновременно с иском о нарушении прав на товарный знак Арбитражный суд города Москвы рассмотрел другой иск – «о запрещении использовать и регистрировать доменные имена, содержащие в себе фирменное наименование ООО «Кодак».  Также было и в деле о доменных именах coca-cola.ru и sprite.ru.  В иске Киноконцерна «Мосфильм» о доменном имени mosfilm.ru было заявлено о защите права истца на фирменное наименование.  По указанным здесь делам иски были удовлетворены.

Следует отметить, что в большинстве случаев российские суды при установлении тождественности доменного имени фирменному наименованию истца обращали внимание, прежде всего, на основной отличительный элемент фирменного наименования – его специальное наименование.  Такой подход представляется правильным, поскольку потребители ориентируются на рынке, оперируя, прежде всего, именно этой частью фирменного наименования, не обращая внимания на организационно-правовую форму.

Российская судебная практика строго придерживается положений гражданского законодательства, согласно которым юридическое лицо имеет исключительное право использования своего фирменного наименования.  Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки (статья 54 Гражданского кодекса РФ).  Таким образом, регистрация и использование доменного имени, воспроизводящего чужое фирменное наименование, считается нарушением исключительных прав владельца фирменного наименования.