Доменные имена и некоммерческие организации

В этой записи речь пойдет о защите прав некоммерческих организаций на доменные имена. Некоммерческие организации играют очень важную роль, поэтому они должны иметь право заявить о себе во Всемирной компьютерной сети и возможноть защитить свои интересы в случае нарушения их прав на принадлежащие им средства индивидуалиации в Интернете.

Действие UDRP не ограничивается коммерческими структурами. Напротив, вне зависимости от того, осуществляет ли лицо коммерческую или некоммерческую деятельность, оно вправе обратиться в один из уполномоченных арбитражных институтов с иском о передаче доменного имени. Поскольку национальное законодательство разных стран не содержит единого определения термина «некоммерческая организация», для целей этой записи под «некоммерческой организацией» я предлагаю понимать благотворительные организации, средства массовой информации, ассоциации, фонды, образовательные учреждения, музеи и другие организации, которые не ставят получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Вопросы защиты прав государственных органов и международных межправительственных организаций на доменные имена здесь не затрагиваются — о них речь пойдет отдельно, в одной из ближайших записей в этом блоге.

В декабре прошлого года Арбитражный центр ВОИС вынес решение по иску некоммерческой организации The Option Institute and Fellowship of Sheffield, оказывающей образовательные услуги детям с особыми нуждами. Объектом спора явилось доменное имя sonrise-autism.com. Арбитр пришел к выводу о том, что спорное доменное имя сходно до степени смешения с товарным знаком истца THE SON-RISE PROGRAM. Согласно решению по делу ответчик без согласования с истцом разместил под спорным доменным именем информацию об организации ответчика, занимающейся вопросами аутизма, вдохновленной, как было указано на сайте, деятельностью истца и имеющей аналогичные организации истца цели. При этом согласно решению по делу сайт не содержал указания на отсутствие каких-либо правоотношений между ответчиком и истцом. Арбитр пришел к выводу о том, что ответчик действовал неправомерно, умышленно используя товарный знак истца в качестве доменного имени для того, чтобы привлечь потребителей к своему сайту и ввести их в заблуждение относительно источника размещенной на сайте информации. Арбитр постановил передать спорное доменное имя истцу (дело № D2016-1978).

Дело The Option Institute and Fellowship of Sheffield — далеко не первый случай, когда некоммерческая организация успешно защитила свои права на доменное имя, воспроизводящее принадлежащий ей товарный знак (знак обслуживания). Так, еще в 2000 году, вскоре после вступления UDRP в силу, Арбитражный центр ВОИС удовлетворил иски оксфордского университета о доменном имени oxford-university.com (дело № D2000-0308) и профессионального объединения юристов Англии и Уэльса «The Law Society» о доменном имени thelawsociety.com (дело № D2000-0342). Затем последовали решения в пользу Национального агентства новостей Великобритании о передаче доменных имен, воспроизводящих принадлежащий агентству товарный знак «Press Association» (дело № D2001-0263), международной организации «Врачи без границ» о доменном имени doctorswithoutborders.com (дело № D2001-0515), музея и фонда искусств имени Винсента Ван Гога о доменном имени vangoghmuseum.com (дело № D2001-0879), университета американского штата Вайоминг о доменном имени unversityofwyoming.com (дело № D2004-0098), благотворительной организации Justice For Children о доменном имени justiceforchildren.org (дело № D2004-0175), гарвардского университета о доменном имени harvarduniversitypress.com (дело № D2008-0597), фонда Kellogg о доменном имени kellogfoundation.org (дело № D2011-1613) и др.

Отсутствие в UDRP ограничений в отношении характера деятельности истца, а именно отсутствие требования об извлечении истцом коммерческой прибыли в качестве основной цели его деятельности, можно только приветствовать. Благодаря этому некоммерческие организации имеют возможность обратиться к UDRP и к выработанной на основании UDRP практике для защиты своих интересов.  Учитывая растущее присутствие благотворительных и других некоммерческих организаций в Интернете, надо полагать, практика разрешения споров о доменных именах, воспроизводящих принадлежащие им товарные знаки (знаки обслуживания) продолжит свое развитие.

29. марта 2017 by admin

Оставить комментарий